Главная страница

Источник http://mahp.oil.rb.ru/kniga/index_1.htm

Физическая природа разрушений

Д.В. Куликов, Н.В. Мекалова,  М.М. Закирничная

Под общей редакцией проф. И.Р. Кузеева

 

С нами можно связаться: paganini@ufanet.ru (Д.В. Куликов)

Адрес: 450062, г. Уфа, ул. Космонавтов 1, УГНТУ, кафедра МАХП, тел: (3472) 43-15-31, факс: (3472) 43-17-75

Уфа 1999

Содержание

Введение

  1. Метод аналогий (267 кБ)

  2. ВВЕДЕНИЕ В ПРИРОДУ РАЗРУШЕНИЯ (1256 кБ)
  3. ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ РАЗЛИЧНОЙ ПРИРОДЫ (804 кБ)
  4. АНАЛОГИЯ МЕЖДУ АМОРФНЫМИ И КРИСТАЛЛИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ (1625 кБ)
  5. ФУЛЛЕРЕННАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ЖЕЛЕЗО-УГЛЕРОДИСТЫХ СТАЛЕЙ (947 кБ)
  6. РАЗРУШЕНИЕ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ (683 кБ)
  7. ВОЛНОВЫЕ ПРОЦЕССЫ В МЕХАНИКЕ РАЗРУШЕНИЯ (1282 кБ)
  8.  

Введение

Вы, наверное, слышали о законе всемирного тяготения, законе сохранения массы и энергии и других законах. Как говорилось в курсах школьной физики, это - объективные законы природы, существующие независимо от нас и от наших знаний о них. Чтобы получить их, лучшие люди прошлого потратили на это большую часть своей жизни. Что толкало их на это?

Стремление познавать окружающий мир подобно жизни морских волн. Каждая из них разбивается о твердый камень, однако, откалывает и уносит с собой несколько мелких песчинок. Так рушатся скалы. Так же рушится наше незнание об окружающем мире благодаря упорству людей, которых мы называем учеными.

Откуда такое стремление? Вполне возможно, что познание окружающего мира является одной из задач человечества. Об этом можно рассуждать долго, но важно лишь то, что во многих людях совершенно объективно проявляется стремление к познанию. Часто это сложно объяснимо даже для них самих.

Иногда при подготовке к экзамену ловишь себя на мысли: вот людям было нечего делать - выдумали тут разных законов, а бедный студент отдувайся, учи их. Это одновременно и так и не так:

1) Зачем нужно учить уже открытые кем-то законы:

Законченная формулировка любого физического закона является результатом длительных человеческих исканий, попыток, разочарований, побед, а иногда и сломанных судеб (великий Больцман, который вывел второй закон термодинамики, увидел, что он противоречит картине окружающего мира, не выдержал такого удара и застрелился). А мы видим лишь готовый результат этих коллизий, который подносят нам как бы уже на блюдечке. Но даже так мы ленимся воспринять его.

2) Почему их можно не учить:

С другой стороны, нельзя забывать, что вся наука основана на соглашениях считать ту или иную интерпретацию наблюдаемых явлений наиболее приемлемой. Форма и язык представления этих интерпретаций также являются результатом гласного или негласного соглашения. Таким образом, все законы, изучаемые в курсах технических дисциплин, являются интеллектуально обработанным отражением действительно существующих в природе законов.

К научному познанию предъявляется требование его объективности (беспристрастности, непредвзятости). Но, несмотря на это, сложно избежать некоторой доли субъективизма (влияния личных особенностей человека). Ведь органы чувств у каждого человека индивидуальны, и на этапе наблюдения один ученый сможет заметить какие-либо тонкие моменты явления, а другой, по какой-либо причине пропустит их. Результаты этих двух ученых, естественно, будут различными. В связи с этим все выявленные человеком закономерности не могут являться истиной в последней инстанции. Слишком многого мы еще не знаем, чтобы самонадеянно утверждать обратное.

Невозможно сейчас однозначно ответить на вопросы о причине и механизме возникновения Вселенной. Нет четкого понимания процессов, происходящих в глубинах космоса и в недрах звезд. Ядерная физика находится в глубоком тупике: число элементарных частиц выросло до невообразимых размеров, и это вызывает подозрения, действительно ли они элементарны? Возникают вопросы о делимости кварков, хотя сами кварки никто не получал в свободном состоянии. Об этом нельзя забывать при изучении естественно-научных дисциплин.

Вы скажете, что с первых же страниц мы выбиваем почву из под ног читателя, и дальнейшее чтение лишается всякого смысла. Мы действительно пытаемся выбить почву из под ног, но с одной единственной целью - чтобы читатель не верил слепо написанному, а подходил ко всякой информации критически. Только так возможно извлечь реальную пользу из чего бы то ни было.

На самом то деле, какую бы долю субъективизма ни содержали выявленные человеком физические законы, они все же отражают ту или иную сторону объективной реальности. Естественно-научная область является большой и чрезвычайно важной частью мировой культуры. Именно благодаря этой области стал возможен технический прогресс, без которого не мыслится развитие нашей цивилизации.

Смысл обучения техническим дисциплинам состоит в приобщении к открытым на сегодняшний день тайнам природы. Стоит лишь осознать, как люди стояли один на один перед неизвестностью, ставили эксперименты, анализировали и обобщали результаты, заходили в тупик, и снова их посещало озарение прежде чем мы в готовом сформулированном виде можем получить результаты их тяжкой работы в виде книг или курсов лекций. Если посмотреть на ситуацию с этой точки зрения, становиться стыдно за свою лень в изучении того или иного предмета.

Однако, еще раз рискнем напомнить, что результаты эти были получены людьми, которые по сути мало чем отличались от других людей и от нас с вами. И сколь объективными критериями ни руководствовались бы они в своих поисках, их результаты все же - ни что иное как интерпретация реально существующих законов. Будьте внимательны и успехов вам на вашем пути познания!

На начало

Сайт создан в системе uCoz